История моды

47rs130122a137-2

В статье «Философия моды. Основа основ» мы определили свое отношение к моде как масштабному социальному механизму, главная цель которого – новизна ради самой новизны. Но почему тогда вещи, только недавно вышедшие из моды, вновь становятся модными? И кто управляет этим механизмом?

Глупо сопротивляться моде.

Георг Вильгельм Фридрих Гегель.

 

Следует разделять понятие «Мода», лежащее в плоскости социальной жизни человечества и понятие «Индустрия Моды», которое уже относится к области экономики, маркетинга и бизнеса. Мы определили, что мода иррациональна, то есть изменения объекта моды происходят без каких-либо объективных на то оснований, исключительно ради самих изменений. Каков же потенциал этих изменений? Как долго можно творить радикально новое? Понятно, что всему есть предел. Представьте себе, что Чарльз Дарвин каждый сезон выпускал бы совершенно новую теорию «Происхождения видов», а ведь от современных модельеров именно этого и требует Индустрия Моды.

 

Считается, что мода вступила в активную фазу своего развития начиная с XVIII века. В то время циклы обновления происходили крайне медленно, в течение десятилетий , но все изменилось с развитием идей капитализма. Тогда, вместе с капитализмом, и начинает формироваться Индустрия Моды: модные дома, модные журналы, появляются критики моды, в моду начинают инвестировать и на моде начинают зарабатывать. С тех пор гонка за новизной в моде подпитывается искусственно, мода попадает в кабалу денег. Индустрия моды в настоящее время прочно интегрирована в экономику, причем в глобальном мировом масштабе. Отсутствие вдохновения или новых идей у модельера не может быть основанием отложить выход новой коллекции, поскольку это приведет к потере вложенных средств. Бешеная гонка заставляет искать новое везде, где его только можно найти, в том числе на самом дне общества, в психиатрических лечебницах и прочих странных местах. Очевидная нелепость найденного зачастую игнорируется, называется искусством и спешно публикуется. Когда же и таким путем не удается выискать что-то новое, из глубин времени поднимается забытое, давно из моды вышедшее и преподносится как новое. Со временем циклы моды становятся все короче, не успевает вещь выйти из моды, как она уже снова в моде. Задача Индустрии Моды как можно быстрее ввести вещь в моду, а потом так же быстро ее из моды вывести всего лишь для того, чтобы все повторить снова.

14434990810540076

И все же, где мода черпает свое вдохновение? Как ни странно, в искусстве, но не только в нем (некоторые склонны считать искусством саму моду, другие полагают, что мода – это ремесло). Мощным источником, приносящим новые идеи в моду, являются субкультуры и даже контркультуры. Панк, гранж, хиппи, металл, рэп и т.д. – кладезь идей, однако, попадая в индустрию моды, символы субкультур теряют свой смысл, превращаясь в модные аксессуары.

 

 

Как происходит ввод вещей в моду? – С помощью рекламы, которую мы видим повсеместно на всех уровнях. Как вещь выводится из моды? Мы прекрасно знаем, что такое распродажа, мы ее любим и ждем – это всего лишь способ сделать модную вещь общедоступной за счет существенного снижения цены. И как только вещь становится общедоступной, она быстро выходит из моды. Цикл завершен, можно начинать новый.

 

В век потребительского общества индустрия моды нашла замечательный способ изобретать новое из ничего с помощью брендов и товарных знаков. Когда рынок завален самыми разными вещами, многие из которых вполне приличного качества, сделать что-то новое и уникальное за счет каких-то модификаций становится почти невозможно. Но как только мы начинаем разделять вещи по принадлежности к брендам, когда мы видим на них большой и заметный товарный знак – у нас нет сомнений, это вещь совершенно особенная. И нас уже во вторую очередь интересует, на каком заводе она изготовлена и какие материалы были использованы при ее производстве. Яркий тому пример – джинсы – изначально были придуманы как дешевая одежда для работяг, сейчас – часть индустрии моды. По сути, товарный знак сам уже стал товаром и стоимость его зачастую гораздо выше, чем стоимость той вещи, на которую он нашит или наклеен. Размер товарного знака увеличивается год от года и это касается не только одежды. Например, автогигант Мерседес увеличил размер звезды на капоте, наверное, раз в десять, так так почувствовал общую тенденцию в моде, хотя ни у кого нет сомнений в том, что Мерседес делает хорошие машины.

 

Чтобы правильно ориентироваться в окружающих нас модах, следует уметь различать, что есть мода, а что есть бизнес и индустрия моды. Также изучение моды невозможно без правильного понимания терминов вкуса и стиля, о чем и пойдет речь далее.

 

Продолжение в статье "Философия вкуса".

 

Автор: Данила мастер.

 

Фото: eva.ru, fotoden.info

 

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии

Яндекс.Метрика