История моды

cf lamanova-52

Кутюрье № 1 в России начала ХХ века — это высокое звание принадлежит несравненной Надежде Ламановой, женщине удивительной судьбы, модельеру редкого дарования, которая единственная в то время выдерживала конкуренцию с европейскими домами мод. Словосочетание «платье от Ламановой» было синонимом изысканности и безупречного вкуса. Одеваться у Ламановой хотели все — от простых работниц до императрицы Марии Фёдоровны, которая, вместе с остальными особами царской семьи, тоже была клиенткой известного модельера.

Её рождение звездного будущего не предвещало. Надежда Ламанова родилась в очень небогатой дворянской семье в Нижегородской губернии. Отец, полковник Петр Михайлович, и мать Надежда Александровна были рады появлению на свет 14 декабря 1861 года своей первой дочери. Впоследствии родители Нади подарили ей четырех младших сестер, которым она стала мамой и папой после смерти родителей. Это произошло, когда Надя только закончила 8-ми летний гимназический курс. Наследства родители не оставили, поэтому сразу пришлось решать, на какие средства существовать. После недолгих колебаний Надежда сделала ставку на свои природные наклонности: она любила искусство и моделирование одежды.

Надежда Ламанова, портрет работы В.А. Серова

cf lamanova 1

Чтобы развить талант, поехала вместе с сестрами (надо отметить, что их глубокая привязанность друг к другу сохранялась на протяжении всей жизни) в Москву и поступила в школу кройки и шитья Ольги Сабуровой. Первую работу получила в мастерской госпожи Войткевич. Через непродолжительное время, благодаря трудолюбию и мастерству, стала ведущей закройщицей. Слух о её волшебных руках и безупречном вкусе быстро распространился по Москве, и количество клиенток мастерской Войткевич увеличилось. Модницы делились своим мнением друг с другом: «Шить теперь нужно именно там. Новенькая закройщица Ламанова сделает платье, как из Парижа».

Платья мастерской Надежды Ламановой

cf 1438

Скопив в мастерской средства, в 1885 24-х - летняя Ламанова решается открыть собственную мастерскую в престижном районе Москвы — на Большой Димитровке. Именно это место стало вскоре настоящей «меккой» модниц. Там создавались шедевры портновского искусства. Качество кроя, многообразие фактур и богатство отделок - «конек» мадам Ламановой. В её руках любая ткань превращалась в потрясающий наряд, который носили гранд-дамы России «серебряного века»: Мария Ермолова, Ольга Книппер-Чехова, Лиля Брик, Вера Холодная. А в 90-годы ХIХ века Надежда Петровна получает статус Поставщика двора Его Императорского Величества. У Ламановой был дар красиво одевать женщин, несмотря на изъяны фигуры. Часть её коллекции (14 платьев) хранится в настоящее время в Эрмитаже.

cf lamanova 18

Отличавшаяся тактом и простотой в общении, в своей мастерской интеллигентная Надежда Петровна превращалась в настоящую тираншу. Заказчицы часами простаивали на примерках. Жалобы об усталости, недомогание не производили на модельера никакого действия. Более того, не принимала она в расчет и пожелания клиенток по поводу отделки и фасона: эти вопросы позволено было решать только ей. Но счастливицы, обслуживающиеся у Ламановой, выдерживали всё. Знали, что в итоге этих «пыток» они получат безупречное по крою и красоте платье.

cf lamanova-3

Примечательно, что Ламанова никогда не шила сама. Для этого у неё работали высококлассные портнихи. Свои шедевры кутюрье создавала методом наколки — закрепляя ткань на модели булавками.

cf lamanova 2
Несмотря на достигнутое мастерство, Надежда Петровна не прекращала обучение. Для этого в Париже посещала профессиональных модельеров. Познакомилась с известным Полем Пуарье, с которым впоследствии их связывала тесная дружба, и который приезжал со своими показами в Россию. Дефиле, собравшее весь бомонд, проходило в доме Ламановой.

cf lamanova 5
С начала XX века у Надежды Петровны начался «роман» с театром, который длился до конца её жизни. В 1901 году друг семьи Константин Станиславский (здесь следует упомянуть, что, благодаря мужу Надежды Петровны, Андрею Каютову, вхожему в театральные круги, в их доме часто собирались известные люди того времени) предложил Ламановой создать костюмы для Московского художественного театра. Предложение было принято, и с тех пор она разрабатывала для мхатовских постановок изумительные театральные костюмы.

cf lamanova 16

Актерам легендарных спектаклей «Анна Каренина», «Женитьба Фигаро», «Вишневый сад», «Мертвые души» зрители рукоплескали не только за блестящую игру, но и потрясающие костюмы.
Привычную жизнь Надежды Петровны оборвала Великая Октябрьская революция. К 1917 году Ламанова была владелицей была Дома моды и Школы портняжного искусства, имела солидное состояние, но лишилась всего этого, так как была дворянского происхождения. А в 1919 году представители новой власти посадили её в Бутырку (за что — так и не выяснилось, потому что обвинения не были предъявлены), откуда её вызволил Максим Горький, чья жена была клиенткой Ламановой.

cf lamanova 21
Тяготы, с которыми столкнулась Ламанова после большевистского переворота, не смогли отбить у нее любви к своему делу. Поэтому, несмотря на 60-летний возраст, Надежда Петровна начинает вновь творить в родной, но чуждой по духу стране. Она создает вещи, ориентированные на потребности молодой страны: простые, функциональные, но одновременно красивые. Времена были нищими и голодными, хороших тканей не было, поэтому Ламанова теперь работала с грубыми тканями — бязью, холстиной, сукном.

Лиля Брик и Эльза Триоле в платьях работы Ламановой

cf 0 573b2 2b5325ad -1-XL
Параллельно продолжала сотрудничать с театром, создавая для него костюмы, одевала актеров первых советских фильмов.
В 1925 году на мировой выставке в Париже Ламанова получила Гран-при. Стиль «а-ля рюс», в котором были выдержаны её модели, произвел настоящий фурор. Этот успех окрылил, и Надежда Петровна попыталась создать Студию художественного производственного костюма. Уже в солидном возрасте Ламанова продолжала экспериментировать, участвовать в выставках, воспитывать новое поколение модельеров.

cf 94878929 Ashampoo Snap
... Ушла из жизни Надежда Петровна так же красиво и трагично, как жила. 14 октября 1941 года, хлопоча об эвакуации, пришла к МХАТУ, а он оказался закрыт: театр эвакуировался. Расстроенная, присела на скамью возле Большого театра. Тут её и настиг смертельный сердечный приступ. Символично, что позади скамьи, на которой кончилась её земная жизнь, возвышалась квадрига Аполлона, бога покровителя искусств, которому она служила всю свою яркую жизнь.

cf 4498623 Lamanova 4

 

Автор текста Абраменко Юлия
Редакция текста crossfashion
Подбор фото: crossfashion

 

Фото: fashionstime.ru, she-win.ru, izuminki.com, ertata.ru

 

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии

Яндекс.Метрика